Кантователи
Терминология
Термины и определения
Кантователь – это производственный механизм, который перекладывает определенный объект с одного положения в другое.
Стационарные кантователи – механизмы для вращения двутавровых балок, труб или другого прямоугольного груза при проведении сварочных работ, не требует наличия дополнительного оборудования для крепления и может обслуживать более габаритные грузы.
Центровые кантователи – механизмы, поворачивающие изделие вокруг оси, проходящей через само изделие (за исключением цепных, кольцевых и роликовых).
Рычажные кантователи - механизмы, поворачивающие изделие вокруг оси, которая проходит вне изделия.
Цепные кантователи – механизмы, поворачивающие изделие вокруг оси, проходящей через изделие, с помощью гибкой тяги, на которую кладут изделие.
Кольцевые кантователи – механизмы, поворачивающие изделие вокруг оси, проходящей через изделие, с помощью разъемного кольца, охватывающего изделие.
Роликовые кантователи – механизмы, поворачивающие изделие вокруг оси, проходящей через изделие, с помощью вращающихся роликов, на которых изделие лежит.
Кантователи с одной степенью свободы кантуемого изделия – механизм, при использовании которого центр тяжести изделия может оставаться после кантования на месте или перемещаться в пространстве, но только по траектории вращения вокруг оси (или осей) вращения.
Кантователи с двумя степенями свободы кантуемого изделия – механизм, при использовании которого изделие перемещается по горизонтали или вертикали, или и по горизонтали и по вертикали механизмами, не относящимися к механизму кантования.
Промышленные подвесные кантователи – механизмы для переворачивания балок, труб и другой аналогичной продукции, имеющие точку опоры на весу.
Кантователь промышленный подвесной с ручным приводом и редуктором – предназначен для вращения груза вокруг своей оси.
Напольные кантователи – имеющие точку опоры на полу.
Одностоечные кантователи – кантователи, имеющие основание в виде несущей конструкции с одной опорной стойкой.
Двухстоечные кантователи – кантователи, имеющие основание в виде несущей конструкции с двумя опорными стойками.
Строительные кантователи – механизмы для кантования железобетонных плит перекрытия, во время строительства жилых и производственных зданий.
Кантователь сварочный – стационарное приспособление, позволяющее не закреплять свариваемое изделие, поворачивать его и устанавливать в удобное для сварки положение. Служат для ручной и полуавтоматической сварки.
Сварочный роликовый кантователь – кантователь, предназначенный для вращения цилиндрических деталей с широким диапазоном диаметров и веса.
Кантователи для рулонов стали (опрокидыватель рулонов) – предназначены для приведения из горизонтального положения в вертикальное и обратно рулонов стали (бумаги, металла, проволоки) массой от 1,5 тонн.
Кантователь для двигателей - предназначены для ремонта, переборки и перемещения, двигателей и агрегатов.
Кантователь для стекла – механизм, предназначенный для переведения листового стекла из вертикального положения в горизонтальное и последующей его транспортировкой на стол для резки или раскроя.
Кантователь кузовов – механизм для вывешивания, вращения и перемещения кузовов легковых автомобилей или корпусов небольших яхт.
Кантователь гидравлический – оборудование для поворота катушек, грузозахватные пластины перемещаются гидравлически.
Кантователь для листовых пакетов – кантователь с гидравлическим захватом и роликовым ходом. Поворот на 180° паллетированных листовых пакетов осуществляется с помощью двигателя.
Ось вращения кантователя – прямая, неподвижная относительно вращающегося вокруг нее груза во время кантования линия.
Поворотная платформа (планшайба) кантователей – механизм для размещения элементов крепления и ориентации изделия.
Кантовательная площадка – специальные участки с амортизирующей поверхностью для кантования грузов кранами. Необходимы для смягчения ударов при падении переворачиваемых грузов и предохранения деталей от поломки.
Виброгасительный пояс – траншея, используемая на кантовательной площадке с целью гасить вибрации, возникающие от ударов переворачиваемых грузов. Необходим при кантовании деталей весом более 100 тонн, когда вблизи работает точное оборудование, проводится сборка точных машин.
Трансмиссионная стойка – механизм, используемый для перевозки агрегатов и деталей авто, а также их подъема и спуска.
Колесная тележка – механизм, предназначенный для перевозки тяжелых колес и автомобилей с неисправными осями, некоторые модели оснащены гидравлическим приводом и способны еще и поднимать груз.
Грузоподъемность – предельный вес груза, который может быть поднят механизмом.
Крутящий момент – внутреннее усилие, возникающее в объекте под действием приложенных нагрузок.
Габариты захвата – размер груза, который возможно поднять или кантовать данным механизмом.
Модульная конструкция механизма – конструкция, состоящая из отдельных модулей, каждый из которых представляет собой группу сборочных единиц и может быть заменён в условиях эксплуатации при неисправности, выработке ресурса или модификации.
Тельферы – это специальные подвесные электроприводные грузоподъемные механизмы. Используются для подъема грузов в вертикальной плоскости и при необходимости для перемещения их вдоль производственных площадок.
Траверса - это промежуточный элемент между грузом и крюком подъемного механизма. Применяется для погрузочно-разгрузочных работ крупногабаритного груза.
Линейные траверсы – траверсы, предназначенные для подъема длинных грузов.
Трубные траверсы – траверсы, предназначенные для подъема труб.
Т-образные траверсы – траверсы со смещенным центром тяжести.
Н-образные траверсы – траверсы для перемещения прямоугольных грузов.
Спредеры – предназначены для подъема и спуска крупногабаритных грузов, они совместимы со всеми видами строп.
Грузоподъемный кран – производственный механизм, доставляющий тяжелые объекты на большую высоту.
Грузоподъемные блоки - простейшие физические механизмы, позволяющие манипулировать силой так, как требуется непосредственно оператору крана.
Подвижный грузоподъемный блок – механизм, помогающий значительно увеличивает силу и максимальную грузоподъемность крана.
Неподвижный грузоподъемный блок – механизм, помогающий изменить направление силы грузоподъемного крана.
Полиспаст – комбинация блоков и тросов для достижения максимальной эффективности в работе с тяжелым грузом.
Крановый редуктор – комплектующая кранового механизма, предназначенная для использования в подъемно-транспортном оборудовании в качестве привода. От них зависят основные характеристики крана: грузоподъемность, лимит веса и износоустойчивость.
Опорный каток - элемент гусеничного механизма, подвижная опора всей цепи.
Краны-манипуляторы – самоходная погрузочно-разгрузочная машина, используемая для погрузки и транспортировки материалов.
Шарнирно-сочлененная конструкция механизма – конструкция, при которой части механизма шарнирно связаны между собой, применяется в условиях, где требуется повышенная маневренность механизма.
Машина грузоподъемная - подъемное устройство цикличного действия, предназначенное для перемещения груза в пространстве.
Кран-манипулятор грузоподъемный - машина грузоподъемная, состоящая из краноманипуляторной установки (КМУ), смонтированной на транспортном средстве или фундаменте.
Краноманипуляторная установка (КМУ) - подъемное устройство, включающее стреловое оборудование, грузозахватные органы, механизмы, систему управления и опорную раму.
Транспортное средство – механизмы для перевозки людей и грузов: автомашины,тракторы, тягачи, прицепы, специальные шасси и т. п.
Кран-манипулятор автомобильный - кран-манипулятор, КМУ которого смонтирована на автомобильном шасси.
Кран-манипулятор пневмоколесный - кран-манипулятор, КМУ которого смонтирована на пневмоколесном шасси.
Кран-манипулятор на специальном шасси - кран-манипулятор, КМУ которого смонтирована на специальном шасси автомобильного типа.
Кран-манипулятор короткобазовый – кран-манипулятор, КМУ которого смонтирована на короткобазовом шасси.
Кран-манипулятор гусеничный – кран-манипулятор, КМУ которого смонтирована на гусеничном шасси.
Кран-манипулятор тракторный – кран-манипулятор, КМУ которого смонтирована на колесном или гусеничном тракторе.
Кран-манипулятор рельсовый – кран-манипулятор, КМУ которого смонтирована на опорной платформе, перемещаемой на колесах по рельсам.
Кран-манипулятор железнодорожный – кран-манипулятор, КМУ которого смонтирована на железнодорожной платформ.
Кран-манипулятор с жесткой (шарнирной) подвеской грузозахватного органа – гидравлический кран-манипулятор, грузозахватный орган которого шарнирно закреплен на оголовке стрелы.
Кран-манипулятор с гибкой (канатной) подвеской грузозахватного органа – кран-манипулятор, оснащенный грузовой лебедкой.
Грузоподъемность – грузоподъемная характеристика крана-манипулятора: грузоподъемность нетто, т. е. масса груза, непосредственно (без каких-либо приспособлений и средств) подвешенного к грузозахватному органу.
Момент грузовой – статический момент массы, произведение массы груза и вылета, на котором этот груз находится.
Момент опрокидывания – момент относительно ребра опрокидывания, направленный на опрокидывание крана-манипулятора, создаваемый массой груза, ветровой и другими нагрузками, действующими на кран-манипулятор.
Момент удерживающий – момент относительно ребра опрокидывания, направленный на удержание крана-манипулятора от опрокидывания, создаваемый действием его массы.
Неповоротная платформа – опорная конструкция транспортного средства для установки колонны КМУ.
Опорно-поворотное устройство – узел для передачи нагрузок от поворотной части КМУ на неповоротную платформу и вращения поворотной части крана-манипулятора.
Колонна – поворотная стойка, смонтированная на неповоротной платформе и предназначенная для крепления стрелового оборудования.
Стреловое оборудование – конструкция, крепящаяся к колонне, обеспечивающая вылет и высоту подъема грузозахватного органа. Многозвенное стреловое оборудование состоит из нескольких стрел: первая стрела - от колонны до первого шарнира; вторая стрела — от первого до второго шарнира; третья стрела - от второго до третьего шарнира и т. д.
Лебедка – механизм, тяговое усилие которого передается посредством гибкого элемента (каната, цепи) от приводного барабана.
Орган грузозахватный – устройство (крюк, грейфер, захват и др.) для подвешивания, захватывают или подхватывания груза.
Опора выносная – устройство, предназначенное для увеличения опорного контура крана-манипулятора в рабочем состоянии.
Механизм поворота – приводное устройство для вращения поворотной части крана-манипулятора в горизонтальной плоскости.
Механизм телескопирования стрелы – устройство для выдвижения и втягивания секций соответствующих телескопических узлов стрелового оборудования.
Ограничитель высоты подъема – прибор, обеспечивающий автоматическое отключение механизма подъема груза.
Ограничитель глубины опускания – прибор, обеспечивающий автоматическое отключение механизмов опускания груза и стрелы.
Ограничитель поворота – прибор, обеспечивающий автоматическое отключение механизма поворота.
Ограничитель передвижения – прибор, обеспечивающий автоматическое отключение механизма передвижения.
Ограничитель наклона стрелы – прибор, обеспечивающий автоматическое отключение механизма опускания стрелы.
Ограничитель грузоподъемности (грузового момента) – прибор, автоматически отключающий механизмы подъема груза и опускания стрелы при подъеме груза, масса которого превышает грузоподъемность крана-манипулятора.
Указатель грузоподъемности – прибор, показывающий грузоподъемность крана-манипулятора с учетом вылета.
Указатель грузового момента – прибор, показывающий грузовой момент крана-манипулятора.
Указатель вылета – прибор, показывающий вылет.
Указатель наклона крана (креномер) – прибор, показывающий угол наклона крана-манипулятора.
Нормативные документы (государственные стандарты, технические условия) – документы, содержащие требования безопасности (согласованные с Госгортехнадзором России), правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов и доступные широкому кругу потребителей (пользователей).
Реконструкция – изменение конструкции крана, вызывающее необходимость корректировки паспорта крана (например, изменение типа привода, длины стрелы, высоты башни, грузоподъемности, устойчивости), переоборудование кранов и другие изменения, вызывающие перераспределение и изменение нагрузок.
Ремонт – восстановление поврежденных, изношенных или пришедших в негодность по любой причине узлов крана с доведением их до работоспособного состояния.
Вращатели – устройства, предназначенные для вращения свариваемых изделий с заданной рабочей скоростью; в отличие от манипуляторов имеют неподвижную или перемещающуюся параллельно самой себе ось вращения.
Maнипуляторы-позиционеры – механизмы, предназначенные удерживать изделия в удобном для работы положении и обеспечивающие только маршевую (ускоренную) скорость вращаемого изделия при различных углах его наклона.
Домкратные манипуляторы – применяются для тяжелых изделий. В домкратных манипуляторах, предельный угол наклона стола составляет обычно 135°. В тяжелых моделях этот угол иногда уменьшают до 90° и даже до 45°.
Манипуляторы консольные – манипулятор, имеющий консоль, выносящую стол с планшайбой вперед от станины, ось консоли расположена под углом к оси главного вала привода, что частично уравновешивает изделие относительно этой оси. Наклон изделия осуществляется поворотом консоли вокруг оси главного вала на 360°.
Роликовые стенды - механизмы для вращения цилиндрических, а также конических и сферических изделий.